Организация маркетинга в компании предполагает в первую очередь формирование структурного подразделения (службы маркетинга) для управления всеми видами маркетинговой деятельности. Юридическим документом, формализующим роль и функции службы маркетинга в компании, является положение о службе маркетинга, на основе которого разрабатываются должностные инструкции для сотрудников этого подразделения.
Обычно положение о службе маркетинга содержит следующие разделы:
- Задачи службы маркетинга
- Функции службы маркетинга
- Права службы маркетинга
В конкретной компании структура этого документа, как и содержание разделов и пунктов, могут отличаться от приведенного примера.
Задачи службы маркетинга
Задачи службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач должны входить:
- сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию компании;
- подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка;
- активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта.
Функции службы маркетинга
Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение всех функций маркетинга в компании.
1. Комплексное изучение рынка:
2. Формирование ассортиментной политики предприятия:
- разработку продуктовых линий и ассортимента;
- оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности продуктов;
- подготовку предложений по разработке новых продуктов;
- управление торговыми марками.
3. Определение ценовой политики предприятия и управление ценообразованием:
- выбор методов ценообразования;
- разработку системы скидок;
- разработка маркетинговой политики.
4. Создание маркетинговых каналов и выбор методов продажи продуктов компании:
- формирование маркетинговых каналов (каналов распределения/дистрибуции);
- выбор торговых посредников;
- анализ и прогноз объема и структуры продаж;
- разработку форм и методов реализации товаров.
5. Развитие маркетинговых коммуникаций:
- разработка и проведении рекламных и PR кампаний;
- участие в престижных некоммерческих мероприятиях;
- проведение выставок, презентаций, демонстраций;
- поощрение покупателей;
- стимулирование работников сбыта и продавцов;
- формирование положительного имиджа компании.
Права службы маркетинга
1. Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству компании:
- планы маркетинга на долго-, средне-и краткосрочные периоды;
- предложения по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями компании;
- предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий компании.
2. Служба маркетинга разрабатывает и согласовывает:
- финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга;
- проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности компании.
|