Маркетинговый канал

Маркетинговый канал (канал продаж) – это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы - это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.

При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:

  • особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;
  • возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;
  • характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;
  • степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;
  • характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.

Эффективность маркетинговых каналов

Главная цель построения маркетинговых каналов — обеспечение доступности продуктов компании максимально большому числу потребителей при минимальных удельных издержках на содержание этой системы. Соответственно, критериями эффективности
каналов являются: скорость товародвижения, уровень удельных издержек обращения и объёмы реализации продукции. Считается, что эффективность избираемых фирмой маркетинговых каналов тем выше, чем короче период времени, затрачиваемого на доведение товаров от места производства до места реализации и на их продажу конечному потребителю; меньше расходы на их организацию; больше объёмы реализации и полученная при этом чистая прибыль. При выборе способа построения каналов именно по этим показателям необходимо сравнивать альтернативные варианты.

  1. Потенциальный объем продаж через маркетинговый канал прямо пропорционально количеству потенциальных потребителей, которое можно охватить такой дистрибуцией. Т.е. это как раз и есть главный результат его работы — доступность продукта для потребителей.
  2. Скорость товародвижения определяет время, которое проходит с момента выхода продукта с конвейера до поступления на счет компании денежных средств от его продажи. Оперативное поступление денежных средств сокращает потребность компании в оборотном капитале и как следствие — в источниках финансирования.
  3. Уровень удельных издержек, фактически, складывается из торговых наценок или размера комиссии выплачиваемой на всех стадиях движения продукта по маркетинговому каналу. Чаще всего размер удельных издержек прямо пропорционален «длине» канала (количеству промежуточных звеньев) и скорости товародвижения (за счет роста издержек на хранение с увеличением среднего срока оборачиваемости). Высокие удельные издержки либо вынуждают увеличивать цену продукта, снижая его конкурентоспособность на рынке, либо снижают удельную прибыль компании с единицы продукта.

Идеальный маркетинговый канал должен доводить продукт до максимально большого количества потенциальных потребителей максимально быстро и с минимальными издержками.

Типы маркетинговых каналов

1. Прямые каналы имеют место, когда производитель продукта не прибегает к услугам посредников и продает (поставляет) свою продукцию непосредственному потребителю сам.

Прямой канал может быть эффективен, когда:

  • количество продаваемого товара относительно велико и представляется возможным оправдывать расходы на прямой сбыт;
  • потребители расположены на относительно небольшой территории и их немного;
  • продукт или процесс продажи требует высокоспециализированного сервиса;
  • имеется возможность организовать достаточную сеть собственных складов и точек продаж на рынках, где фирма реализует свой товар;
  • при производстве каждой единицы продукта необходимо взаимодействие с будущим потребителем для учета специфики его будущей эксплуатации.

2. Многоуровневые каналы

Привлечение посредников оправдано, если:

  • количество потенциальных потребителей велико, и они сильно рассредоточены географически;
  • недостаточно ресурсов для создания собственной сбытовой сети;
  • товар относительно стандартный, выпускается крупными партиями и не требует индивидуального подхода к клиенту.

2.1. Селективный. Компания осуществляет дистрибуцию своих продуктов только через посредников, владеющих специальными навыками, которые позволяют им предлагать эти продукты на рынке наиболее эффективно.

2.2. Интенсивный. Приоритетом является достижение максимально большого присутствия продукции в точках продаж, поэтому компания старается продавать через возможно большее число торговых точек. Соответственно, требования к дистрибуторам при таком подходе минимальны.

2.3. Эксклюзивный. Компания продает свою продукцию через ограниченное число посредников. Чаще всего используется в элитном сегменте, чтобы подчеркнуть эксклюзивность этих продуктов.


Ссылки на источники:

Автор - Михаил Полиенко, к.э.н. [Google]

Комментарии (0) Распечатать Обсудить на форуме


Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

 
Яндекс.Метрика