лючевые компетенции

 лючевые компетенции - это все то, что компани€ или ее подразделени€ делают лучше других. Ёто может быть уникальна€ технологи€, ноу-хау, маркетинговые навыки и знани€, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позвол€ет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечива€ тем самым ее конкурентное преимущество.[1]

√эри ’эмел (Gary Hamel) и ѕрахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определ€ют ключевые компетенции как «навыки и умени€, которые позвол€ют компании предоставл€ть потребител€м фундаментальные выгоды». ќни также используют термин «ключева€ компетенци€» дл€ обозначени€ набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знани€ и опыта, котора€ становитс€ основой успешной конкуренции. ’эмел и ѕрахалад утверждают, что с точки зрени€ перспектив стратегическое планирование не представл€етс€ ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. ¬место этого его целью остаетс€ постепенное улучшение.

 омпетенции, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному воспри€тию потребител€ (впрочем, иногда и сотрудникам компании). ќни наход€т косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использовани€ способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.

 лючевой называетс€ компетенци€ высшего пор€дка, участвующа€ в создании наибольшей потребительной стоимости, €вл€юща€с€ коллективным знанием, позвол€ющим организовывать и управл€ть использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.

÷ель стратегического анализа ключевых компетенций — предложить базу дл€ формировани€ стратегического плана, исполнение которого ведет к по€влению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества.

—войства ключевых компетенций

  •  лючевые компетенции €вл€ютс€ производными от совокупности ресурсов и способностей компании, поэтому им  присуща сложность.
  • »х достаточно трудно идентифицировать, они невидимы потребителю.
  •  онкретна€ ключева€ компетенци€ может быть использована только в рамках той бизнес-системы, в которой она существует, то есть она присуща только данной конфигурации ресурсов и способностей.
  • ѕоэтому ключева€ компетенци€ неподражаема, то есть не может быть непосредственно скопирована либо использована конкурентами, и незаменима — не может быть замещена другой компетенцией.
  •  омпетенци€, в отличие от других активов организации, не изнашиваетс€ от использовани€. Ќапротив, и р€д авторов отметил это как основное стратегическое преимущество, возникающее при формировании конкурентного преимущества на основе компетенции, она развиваетс€, ее качество повышаетс€, эффективность ее использовани€ существенно возрастает — это наиболее износостойкий и долговременный актив организации.
  •  лючева€ компетенци€ организации, чаще всего, изначально развита лучше, чем у конкурентов и ориентирована на потребител€ (по определению).
  • », наконец, поскольку ключева€ компетенци€ включает в себ€ совокупность других компетенций и способностей, то она может быть использована дл€ их взаимного усилени€. 

»стори€ концепции ключевых компетенций

¬ 1957 году, написав книгу «Ћидерство в управлении» (Leadership in administration), —елзник (Selznick) стал одним из первых авторов, отметивших, что именно внутренние факторы организации, такие как кадры или накопленный опыт, определ€ют веро€тность успеха в реализации выработанной политики. ”твержда€, что в бизнесе прошлое определ€ет насто€щее, а именно, что в ходе своего развити€ организаци€ вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», ”твержда€, что в бизнесе прошлое определ€ет насто€щее, а именно, что в ходе своего развити€ организаци€ вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», про€вл€ющийс€ через р€д «особых способностей и ограничений», содержащихс€ в «формирующейс€ со временем институциональной системе, вли€ющей на компетенцию организации формировать и придерживатьс€ определенных стратегий».

¬ своей книге « орпоративна€ стратеги€» (Corporate Strategy, 1965) јнсофф (Ansoff) предлагает шаблонный список умений и ресурсов, так называемую «сетку компетенций», котора€ должна регул€рно составл€тьс€ как дл€ самой компании, так и дл€ конкурентов с целью проведени€ сравнительного анализа и вы€влени€ относительной силы конкурентов на данном рынке.

ќднако, публикаци€ " лючевые компетенции корпораций" авторов ѕраалад и ’эмэл (Prahalad and Hamel)[3] признанна€ основополагающей работой по вопросу исследовани€ ключевых компетенций дл€ стратегического планировани€, вышла лишь в 1990-м году.


—сылки на источники:

[1]ћеждисциплинарный словарь по менеджменту / ѕод общей редакцией: —.ѕ. ћ€соедова, ћ., «ƒело», 2005 г., с. 35.
[2]Prahalad, C.K., Hamel, G., (1990) The core competence of the corporation, Harvard Business Review, vol. 68, no. 3


 омментарии (3) –аспечатать ќбсудить на форуме


”важаемый посетитель, если ¬ы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение јдминистраторам ресурса.  роме того, ¬ы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Ќапоминаем, что дл€ создани€ статей ¬ам необходимо зарегистрироватьс€ или авторизоватьс€.

#1 написал: ћарина (10 €нвар€ 2011 03:45)
«дравствуйте!
значительным плюсом будет дл€ ¬ашей статьи сделать ссылки на источники активными ссылками, по которым можно перейти к указанному источнику.

— уважением, —ухарева ћарина.
ICQ: --
#2 написал: Mikhail (10 €нвар€ 2011 10:10)
—ложно сделать интерактивную ссылку на печатный источник smile
ICQ: 1711155
#3 написал: Dismix (6 апрел€ 2012 00:54)
и без ссылочек хочетс€ сказать спасибо за инфу. winked
ICQ: 643918683

»нформаци€

ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к этой статье.

 
яндекс.ћетрика