Опрос — метод проведения маркетингового исследования, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех первичных данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Опрос (в том числе анкетирование) – это разговор, в котором респондент выступает собеседником. Анкета должна быть построена так, чтобы он:
- захотел вступить в беседу,
- согласился потратить на вас время,
- понял, что вы хотите от него узнать,
- мог и хотел говорить об этом,
- ответил искренне.
См. подробнее: Эффект воронки при разработке анкеты
Виды опросов
В социологии различают две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник (анкету) в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, "лицом к лицу" и опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.
В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных сегментов рынка. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов - экспертные опросы или оценки.
|