¬опросы

¬опрос в широком смысле слова — это форма мысли, выраженна€ в €зыке предложением, которое произнос€т или пишут, когда хот€т что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию. ≈сли вопрос произнос€т, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце став€т вопросительный знак "?". «адающий вопрос обычно ожидает ответ. »сключение составл€ет риторический вопрос, на который ответ не требуетс€, так как он играет роль утверждени€.

¬опросы €вл€ютс€ самой важной частью анкеты, потому что от их количества, пор€дка и формулировок во многом зависит желание респондентов отвечать, а также полезность и искренность самих ответов. —м.: ѕравила формулировани€ вопросов и вариантов ответов

ѕрограммные и анкетные вопросы

ѕрограммные вопросы исследователь ставит перед самим собой, они определены целью, предметом и задачами исследовани€. јнкетные вопросы задаютс€ респондентам. ћожно сказать, что основна€ задача по составлению анкеты сводитс€ именно к преобразованию программных вопросов в анкетные, а чтобы написать отчет, придетс€ проделать обратную работу.

 лассической ошибкой при проведении маркетинговых исследований €вл€етс€ отождествление программных и анкетных вопросов. »сследователю часто кажетс€: то, что €сно и пон€тно ему самому, всем другим должно быть тоже €сно и пон€тно. ќднако респондент видит ситуацию «с другого конца» - поэтому дл€ того, чтобы респондент вас пон€л, нужно говорить на его €зыке. ƒл€ этого каждый программный вопрос должен раскладыватьс€ на составл€ющие его элементы, дл€ изучени€ каждого из которых должен быть сформулирован отдельный анкетный вопрос. јнкетный вопрос должен как минимум отличатьс€ используемыми терминами и формулировками.

 оличество вопросов в анкете

 оличество вопросов в анкете само по себе имеет малое значение. Ќеобходимо ориентироватьс€ на среднее врем€ заполнени€ анкеты. ѕри работе с немотивированным респондентом (например, случайна€ выборка в общественных местах) средне врем€ заполнени€ не должно превышать 10 минут. ≈сли участие в анкетировании предполагаетс€ за вознаграждение, либо у респондента присутствует другой мотив на заполнение анкеты – то размер анкеты можно увеличить.
¬ целом необходимо стремитьс€ избавл€тьс€ от вопросов, которые имеют малую ценность с точки зрени€ целей и задач данного конкретного исследовани€. ≈сли вы не уверены в том, что ответ респондента на этот вопрос приблизит вас к поставленной цели – лучше его убрать из данного конкретного исследовани€. Ќе стоит добавл€ть в анкету вопросы, не св€заные с основной темой исследовани€, даже если они кажутс€ крайне полезнными. ќни отвлекают респондента, отнимают его врем€, не дава€ вам полезной информации (1-2 вопроса не дадут вам полной картины по этой теме). ≈сли таких вопросов становитс€ много и содержательна€ часть анкеты (информационные вопросы) может быть безболезненно разделена на две разные анкеты – лучше это сделать и провести два отдельных исследовани€.

¬иды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

ѕо функци€м в анкете:

  •  онтактные (см. эффект воронки).
  • »нформационные – дают информацию дл€ анализа.
  •  онтрольные – служат дл€ проверки точности и честности респондента.
  • ‘ильтры – служат дл€ того, чтобы измен€ть перечень задаваемых вопросов в зависимости от полученных ответов на вопросы-фильтры. »спользуютс€, когда необходимы сведени€ не от всей совокупности респондентов, а только от части из них.

јльтернативные – многовариантные

  • јльтернативные вопросы подразумевают взаимоисключающий характер вариантов ответов.
  • ћноговариантные вопросы допускают одновременный выбор нескольких вариантов ответов. ѕри этом может ограничиватьс€ максимальное количество выбранных ответов.
  • ќценка по шкале – респондент должен выбрать одно из значений предложенной ему шкалы, либо самосто€тельно оценить предмет вопроса в баллах по предложенной ему системе (например, от 0 до 5).

«акрытые — открытые

  • «акрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. «акрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставл€ть более двух вариантов ответа. ѕреимущество закрытых вопросов в том, что ответы легко поддаютс€ обработке. Ќедостатки – высока€ веро€тность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм респондента, недостаточное соответствие вариантов ответов мнению респондента.
  • ќткрытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. ѕреимущество открытых вопросов состоит в том, что респондент может свободно высказать свое мнение так, как сочтет нужным. »х недостаток - в сложности сопоставлени€ мнений различных респондентов. ѕринципиальный недостаток открытых вопросов при интервьюировании — больша€ зависимость ответов от объективности и опыта интервьюера. ¬ зависимости от того, записывают ли специалисты, провод€щие опрос, ответы дословно или только конспектируют основные мысли, полученна€ информаци€ сильно зависит от опыта и знаний интервьюера. ѕоэтому в случа€х, когда важна дословна€ передача ответа, следует использовать магнитофон. ќткрытые вопросы также не очень удобны при использовании самосто€тельно заполн€емых анкет, так как письменные ответы короче по сравнению с устными.
  • ѕолуоткрытые вопросы  €вл€ютс€ компромиссным вариантом. ќни содержат набор наиболее распространенных ответов, но в то же врем€ дают респонденту возможность высказать или уточнить точку зрени€ в том случае, если ни один из вариантов ответа не кажетс€ ему достаточно подход€щим.

ѕр€мые-косвенные

  • ѕр€мые вопросы направлены на непосредственное, открытое получение информации от респондента. ѕредполагаетс€, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.
  •  освенные вопросы используютс€ в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказыватьс€ откровенно. ќбычно это вопросы, св€занные с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический или интимный потенциал передаваемой информации.

—убъективные — проективные

  • —убъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определЄнной ситуации.
  • ѕроективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указыва€ на респондента.

—пособы повышени€ эффективности контрольных вопросов

  • ¬ анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать р€дом, иначе будет обнаружена их взаимосв€зь
  • ќтветы на пр€мые вопросы лучше контролировать косвенными
  •  онтролю необходимо подвергать, лишь наиболее существенные вопросы в анкете
  • Ќеобходимость в контроле, как правило, снижаетс€, если значительна€ часть вопросов допускает уклонени€ от ответа, выражени€ неопределЄнности мнени€(«не знаю», «затрудн€юсь ответить», «когда как» и т. п.)

—сылки на источники:

јвтор - ћихаил ѕолиенко, к.э.н. [Google]

 омментарии (0) –аспечатать ќбсудить на форуме


”важаемый посетитель, если ¬ы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение јдминистраторам ресурса.  роме того, ¬ы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Ќапоминаем, что дл€ создани€ статей ¬ам необходимо зарегистрироватьс€ или авторизоватьс€.

»нформаци€

ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к этой статье.

 
яндекс.ћетрика