Ф.Котлер выделяет пять основных парадигм маркетинга, господствовавших в определенный исторический период[1]: 1 - Производственная концепция сводится к тому, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. 2 - Товарная концепция сводится к тому, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. В качестве примера можно привести утверждение, что хороший товар продает себя сам. 3 - Концепция продаж сводится к тому, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. 4 - Концепция маркетинга сводится к тому, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. 5 - Концепция социально-этичного маркетинга сводится к тому, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Однако Котлер по непонятным причинам не выделяет в отдельную парадигму модную в 90-х гг. ХХ века концепцию маркетинга отношений, без которой этот перечень будет неполон.
Хронология смены парадигм маркетинга (на основе Западной Европы) представлена в таблице.
Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему.
Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Здравствуйте, хочу предложить альтернативный взгляд на парадигмы маркетинга, поскольку то, что представлено в данной статье чаще всего представляется в маркетинговой литературе не парадигмами, а концепциями. Поэтому предлагаю вам мою статью, вышедшую в журнале Маркетинг в номере 4 за 2010. " КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ИННОВАЦИЙ – ПАРАДИГМА ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА".
Конечно, мы с удовольствием опубликуем краткую или полную версию с вашего разрешения. Вы можете сами создать статью или прислать ее нам по электронной почте team@marketopedia.ru