Портфельный анализ

Портфельный анализ – это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ является важным этапом разработки маркетинговой стратегии.

Суть портфельного анализа заключается в том, что компания рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа – согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов.

Для наиболее эффективного распределения инвестиционных ресурсов между стратегическими бизнес-единицами, необходимо оценить потенциальную рентабельность, риски и стратегические перспективы развития каждой из них. В общем случае портфельный анализ построен на правиле, что чем выше потенциал развития бизнес-единицы (рост продаж и прибыли) и чем ниже риски – тем выгоднее для компании в целом инвестирование в развитие этой бизнес-единицы. Инвестиционные ресурсы при этом могут быть как внешние, так и внутренние (прибыль других бизнес-единиц).

Основные принципы формирования оптимального портфеля:

  • диверсифицированность портфеля по рискам;
  • диверсифицированность портфеля по стадиям жизненного цикла объектов;
  • диверсифицированность портфеля по объектам инвестирования и донорам.

Также следует отметить, что портфельный анализ помогает избегать «унификационного» подхода к развитию этих бизнес-единиц при разработке корпоративных стратегий. Для каждой бизнес-единицы обозначаются самостоятельные приоритеты и цели, соответствующие ее положению на рынке и роли в портфеле.

Матричные методы портфельного анализа

Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются матричные методы. Матрицы для портфельного анализа обычно являются двумерными таблицами (нам известна лишь одна трехмерная матрица стратегического анализа – вариация матрицы Ансофа), где по осям откладываются пограничные значения рассматриваемых факторов (важное условие: между факторами не должно быть строгой функциональной зависимости. Квадранты образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.

Наиболее известные матрицы для портфельного анализа:

Матрица БКГ (BCG) – Анализ темпов роста и доли рынка
Матрица МКК (MCC) – Анализ соответствия бизнеса миссии предприятия и его ключевым компетенциям
Матрица GE/McKinsey – Анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса
Матрица Shell - Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности
Матрица Ансофа - Анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам
Матрица ADL - Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке

Этапы портфельного анализа

  • Определение стратегических бизнес-единиц компании.
  • Выбор матричного метода анализа (см. выше).
  • Сбор необходимой для построения матрицы информации.
    Такой информацией может быть:
         - состояние и тенденции развития отраслей, в которых работают бизнес-единицы;
         - конкурентоспособность бизнесов;
         - доля бизнес-единиц на их рынках;
         - стадии жизненного цикла продуктов и отраслей;
         - и т.п.
  • Построение выбранных матриц портфельного анализа.
  • На базе типовых рекомендаций выбранного метода матричного анализа разрабатываются общие стратегии для бизнес-единиц.

Ссылки на источники:

Автор - Михаил Полиенко, к.э.н. [Google]

Комментарии (6) Распечатать Обсудить на форуме


Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

#1 написал: Даша (3 октября 2010 13:40)
Почему на любом сайте приводится информация и указываются ссылки на неизвестные источники? recourse
ICQ: --
#2 написал: Mikhail (3 октября 2010 19:04)
Даша, нет какого-то единого источника, который я мог бы выделить именно в качестве источника. Эта статья написана мной по результатам переосмысления большого количества материала + мой собственный опыт.
ICQ: 1711155
#3 написал: Марина (3 марта 2011 15:27)
Помогите найти литературу, в которой будут рассмотрены детально материалы по портфельному анализу? в частности, построение моделей?
Особенно по АВС-анализа, матрица BCG, анализ по методу Дибба-Симкина

Буду Вам чрезмерно благодарна.
ICQ: --
#4 написал: Владимир (31 мая 2011 19:40)
Спасибо, хорошая статья.
ICQ: --
#5 написал: Алексей (16 июня 2011 20:05)
Отлично smile
ICQ: --
#6 написал: bomi (19 октября 2011 17:44)
Хорошая, но далеко не полная статья. Хотелось бы больше визуализации, а также рассмотреть аналитические методы портфельного анализа, а не только матричные.
ICQ: --

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

 
Яндекс.Метрика