÷елеполагание

÷ель - это желаемый будущий результат де€тельности, четко описанное желательное состо€ние, которого необходимо достигнуть.

÷елеполагание (установка целей) €вл€етс€ этапом разработки любого стратегического плана, в т.ч. маркетинговой стратегии.

”станавливаема€ цель должна сооветствовать критери€м модели SMART:

  • Specific / четка€, определенна€. ÷ель «немедленно нажимать кнопку» не €вл€етс€ четкой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды»
  • Measurable / измерима€. ÷ель должна иметь возможность измерени€/проверки результата (содержать критерии достижени€ и методику их измерени€ или оценки).
  • Achieveable / достижима€. ÷ель должна быть достижимой.
  • Relevant / соответствующа€ контексту. ƒостижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
  • Time-bounded / ограниченна€ во времени. ÷ель должна иметь четкие сроки достижени€.

“акже часто встречаетс€ альтернативна€ модель критериев качества формулировки целей:

  • реальность, а именно достижение целей должно быть обеспечено всеми видами ресурсов в необходимом объеме, а также правами и полномочи€ми, регулирующими де€тельность подразделений, руководителей и персонала;
  • сопоставимость, а именно должна иметьс€ возможность оценки целей с точки зрени€ их вли€ни€ на достижение конечных результатов де€тельности организации, определени€ вклада в их выполнение подразделений и конкретных исполнителей;
  • вертикальна€ и горизонтальна€ взаимоув€занность, выполнение подцелей каждого нижесто€щего уровн€ €вл€етс€ необходимым и достаточным условием достижени€ цели вышесто€щего уровн€, подцели одного уровн€ должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
  • непротиворечивость, а именно - в структуре целей не должно быть взаимоисключающих;
  • нормативность, а именно задани€ по достижению конкретных целей должны быть св€заны с нормативными документами, в том числе с законами, об€зательными требовани€ми стандартов, планами организации и т.д.

 “ипичные ошибки при постановке целей

1. »гнорирование стратегической цели

¬о многих компани€х удел€етс€ внимание преимущественно тактическим (финансовым) цел€м, тогда как о стратегических зачастую забывают.

ѕримеры тактических целей:

  • ускорить темпы роста прибыли;
  • повысить рентабельность;
  • увеличить объем денежных поступлений.

Ќо финансовое будущее организации обеспечивают стратегические цели, а их постановка и достижение требуют существенных затрат времени и ресурсов. ѕримеры стратегических целей:

  • увеличить долю рынка;
  • улучшить качество продукции/услуг;
  • заботитьс€ о репутации компании;
  • повысить стоимость компании.

2. Ќегативна€ формулировка цели

Ёта весьма распространенна€ ошибка продиктована свойством человека реагировать на проблему бегством от нее, а не устранением причины. Ќо корректно поставленна€ цель должна отражать движение к желаемому результату, а не на стремление убежать от проблемы. ѕримеры негативной формулировки целей:

  • минимизировать риски в определенной области де€тельности фирмы;
  • сократить число опозданий на работу;
  • уменьшить численность рекламаций.

ѕри такой постановке целей возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает инициативу сотрудников. ¬ итоге они бо€тс€ действовать, чтобы не навлечь на себ€ гнев руководител€. »збежать негативных последствий помогут позитивные формулировки, предлагающие в качестве цели желательную дл€ компании перспективу, к которой она должна стремитьс€. ≈сли приведенные выше примеры целей представить как позитивные, то получим примерно следующее:

  • разработать и применить процедуру управлени€ рисками;
  • выделить транспортное средство дл€ развозки сотрудников;
  • улучшить качество выпускаемой продукции.

3. –азмыта€ формулировка цели

„асто встречаютс€ формулировки целей вроде «повысить эффективность», «наладить трудовую дисциплину», «стать лучшими на рынке» и т.п. Ёто цели из разр€да недостижимых. Ќапример, директор компании поставил цель — наладить оперативный обмен информацией между коммерческим и логистическим отделами. „ерез некоторое врем€ их начальники доложили, что цель достигнута.  огда же директор захотел узнать, в чем заключаетс€ обмен информацией, вы€снилось, что люди просто стали чаще общатьс€.

–уководитель ожидал другого результата, но, поскольку цель не соответствовала критери€м SMART (в частности, не был определен критерий оценки ее достижени€), то подчиненные не знали, чего именно от них ожидают. ƒиректору нужно было сформулировать цель, к примеру, таким образом: наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики путем еженедельного предоставлени€ друг другу отчетов о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет).

4. „астичное применение концепции управлени€ по цел€м

 ак показывает исследование, большинство руководителей рассматривают управление по цел€м как инструмент дл€ оценки персонала, и только 16,6% знают, что ћ¬ќ предназначен в первую очередь дл€ согласовани€ целей компании на различных уровн€х.

ќднако игнорирование любого из аспектов ћ¬ќ приводит к тому, что все усили€, направленные на его внедрение, оказываютс€ бесполезными.

ѕричины этого кроютс€ в следующем:

  • цели нижнего уровн€ недостаточно четко сформулированы;
  • эти цели не отражают потребностей компании (не св€заны с цел€ми более высокого уровн€);
  • не назначены ответственные за каждый участок работы.

„тобы устранить эти причины, руководитель компании должен согласовывать цели дл€ подразделений с их руководител€ми, практику же единоличной постановки целей и донесени€ их до исполнителей необходимо искоренить.

5. ќфициально за€вленные цели не отвечают реальности

Ќередки ситуации, когда руководитель, официально деклариру€ определенные цели, игнорирует их, принима€ управленческие решени€. Ќапример, цель своей работы компани€ может определить так: «ћы должны любить нашего клиента», а начальник одного из ее отделов даже не собираетс€ реагировать на поступающие рекламации…


—сылки на источники:

јвтор - ћихаил ѕолиенко, к.э.н. [Google]

 омментарии (2) –аспечатать ќбсудить на форуме


”важаемый посетитель, если ¬ы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение јдминистраторам ресурса.  роме того, ¬ы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Ќапоминаем, что дл€ создани€ статей ¬ам необходимо зарегистрироватьс€ или авторизоватьс€.

#1 написал: Iviz (2 окт€бр€ 2012 00:46)
”правленческое решение это не целеполагание?
ICQ: --
#2 написал: Mikhail (2 окт€бр€ 2012 23:42)
—кажем так, определение целей €вл€етс€ стратегическим управленческим решением. Ќо управленческие решени€ не ограничиваютс€ только этим.
ICQ: 1711155

»нформаци€

ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к этой статье.

 
яндекс.ћетрика