Издержки - это затраты (расходы) компании на осуществление своей производственной и коммерческой деятельности. Производство товаров или оказание услуг невозможно без издержек - за все необходимые для работы компании товары (в т.ч. оборудование, мебель, офисная техника), предметы, материалы (в т.ч. сырье) или услуги необходимо платить. Рабочее время сотрудников также должно оплачиваться. Компания неизбежно понесет определенные расходы еще до того, как осуществит первую продажу. Все издержки должны корректно учитываться и соотноситься с объемом операционной деятельности для определения себестоимости выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В дальнейшем издержки должны покрываться выручкой от реализации.
Корректное понимание величины и структуры издержек компании, а также их отнесение на виды выпускаемой продукции (оказываемых услуг) необходимо для эффективного ценообразования. Некорректное отнесение издержек может привести к завышению или занижению себестоимости отдельных видов продукции (услуг), что приведет к установлению неправильной цены (слишком высокой или слишком низкой) и невозможности получить оптимальный уровень продаж.
Виды издержек
По отношению к видам выпускаемой продукции издержки делятся на:
прямые издержки - расходы, непосредственно связанные с производством только одного конкретного вида продукции (например, используемые комплектующие), они прямо относятся на себестоимость этого вида продукции, поэтому можно точно определить их сумму на единицу выпускаемой продукции;
косвенные издержки - это расходы, которые связаны с выпуском нескольких видов продукции (например, охрана территории предприятия), поэтому невозможно точно определить их количество на единицу продукции каждого вида и при расчете себестоимости выполняется их аналитическое распределение (ошибки при таком распределении могут существенно исказить экономические результаты деятельности компании).
По отношению к объему выпускаемой продукции издержки делятся на:
переменные (VC - variable costs) - величина которых прямо зависит от объема выпуска и может быть выражена через уравнение: VC = Х руб. * Y шт.продукции
постоянные (FC - fixed costs) - величина которых не зависит от объема выпуска и представляет собой относительно постоянную величину: FC = X руб.
общие (TC - total costs) - сумма постоянных и переменных издержек за конкретный период времени.
По отношению к стадии операционного цикла:
проиводственные издержки - возникающие на стадии производства продукции (оказания услуг);
коммерческие издержки - расходы предприятия, связанные с реализацией подукции потребителям: маркетинг, содержание точек продаж, доставка продукции, предпродажный сервис и т.п.
Также в бухгалтерском учете отдельно выделяют накладные издержки - все виды текущих затрат, не относящиеся к прямым переменным издержкам (т.е. прямые постоянные и косвенные издержки).
|