Микросток - готовые фотографии для рекламы и маркетинга (Надежда Шипилова)

фотодженика

Если по долгу службы Вам доводилось создавать маркетинговоую коммуникацию, Вы неизбежно сталкивались в вопросом: где же брать фотографии или графику, чтобы проиллюстрировать рекламную кампанию, веб-сайт, коммерческое предложение или просто свою презентацию? Очевидный выход – сделать самому - не всегда оптимален, особенно если Вы (или сотрудники Вашей компании) не обладаете соответствующими навыками и временем, достаточным для изготовления изображения. В случае, когда у Вас нет времени, желания или возможности создать картинку самостоятельно, изображение можно заказать (у соответствующего специалиста) или купить готовое.Каждое решение, как это зачастую бывает, имеет свои плюсы и минусы.Давайте рассмотрим два самых популярных подхода - покупка готовых фотографий и заказ фотосессии.

Заказ фотографий у фотографа

Заказ фотосессии - это мини-проект, требующий времени, сил и существенных затрат, к тому же сопряженный с риском, что результат не оправдает ожиданий. В результате удачной сессии можно получить серию качественных фотографий, как правило с очень широкими правами, но в контексте нужд веб-дизайна это пальба из пушки по воробьям: цены на сессии начинаются от трехзначных сумм в вечнозеленых единицах измерения.

Покупка готовых изображений в фотобанке

фотобанк фотодженикаЕсли работа с фотографом напрямую - это заказ платья у портного, то сток-фотография – это торговый центр, где товар можно:выбрать (к вашим услугам многочисленные бутики и даже несколько супермаркетов);примерить (фотографию можно утвердить с клиентом/начальством еще перед покупкой);купить;скачать файл и тут же начать с ним работать;Покупка готовых фотографий в фотобанках – удобный, но до недавнего времени недешевый, способ получения изображения. Раньше сток-фотографию можно было купить только в традиционных фотобанках по цене, соразмерной ее использованию (носителю, тиражу, отрасли и времени использования и т.д.). Цены начинались от нескольких десятков долларов и достигали умопомрачительных сумм: тысяч долларов за лицензию. Но человеческая изобретательность и кризис двухтысячных дали начало новой бизнес-модели – на свет появились микропейментовые фотобанки, или иначе: микростоки (microstock), которые продают фотографии по цене в несколько долларов, компенсируя цену количеством продаж изображения.

Микросток – что это такое?

Микропейментовый фотобанк работает как интернет-магазин, где можно выбрать изображение на заданную тему, оплатить и сразу скачать, чтобы, не теряя времени, взяться за его использование. Микростоки продают, прежде всего, фотографии, но некоторые фотобанки предлагают также векторную графику, иллюстрации, иконки и футажи.

фотобанк фотодженикаЦены фотографий в микростоке – один из основных плюсов данного источника изображений – начинаются от нескольких рублей за фотографию и зависят от размера приобретаемого файла, схемы покупки (поштучно или в пакетах) и деталей лицензии.

Микростоки практически всегда предлагают изображения по лицензии Роялти Фри (Royalty Free), что позволяет использовать фотографии очень широко: ограничения по тиражу минимум до 250 000 экз (для веба без ограничений), отрасль и территория не ограничиваются, допускается многоразовое использование (Роялти Фри (http://ru.wikipedia.org/wiki/Royalty_Free) – это тип лицензии, детали условий лицензирования в разных фотобанках могут отличаться. Острословы переводят Roalty Free на русский как «купил и забыл». И действительно,  это, пожалуй, самый удобный тип лицензирования для юзера: платишь один раз и получаешь очень широкую лицензию, нарушить которую практически нереально.). Данный тип лицензии существовал и ранее, но в модели традиционного фотобанка играл незначительную роль. Роялти Фри оптимален для веб-дизайна, так как не устанавливает ограничений по времени использования изображения.

При покупке фотобанк предоставляет все необходимые правоустанавливающие документы, подтверждающие право покупателя использовать данное изображение в рамках приобретенной лицензии. При работе с российским фотобанком клиенту предоставляется пакет бухгалтерских документов (счет и акт) а также лицензионный договор, соответствующий российскому законодательству (нормативные акты разных стран не всегда совпадают даже в таком вопросе, как авторское право).

В микростоке можно приобрести изображения практически для любых целей:

  • рекламы и маркетинговой коммуникации;
  • веб-сайтов и рассылок;
  • корпоративного дизайна;
  • рекламной полиграфии, презентаций и годовых отчетов;
  • праздничных поздравлений для партнеров и сотрудников;
  • внутрикорпоративной коммуникации;
  • и так далее.

Практические советы по выбору фотобанка

Существует несколько схем покупки изображений в микростоках:

  • поштучно - оплачивается непосредственно выбранная единичная фотография;
  • кредиты – внутренняя валюта фотобанка, для начала работы с фотобанком нужно купить пакет кредитов, которые в дальнейшем используются для оплаты загрузки изображений. Обычно чем больший пакет кредитов Вы покупаете, тем ниже цена загрузки единичной фотографии;
  • подписка (абонемент) – выкупается доступ на количество загрузок за определенный период времени. Подписка – это опт, который минимализирует цену единичной фотографии. Это наиболее выгодная схема покупки, при условии, что изображения Вам нужны в больших количествах.

фотодженикаНа выбор оптимальной схемы покупки влияет прежде всего количество фотографий, которое Вам требуется в работе, а также сумма, которую Вы готовы заплатить вперед, чтобы загружать изображения дешевле. Для веб-студии с большим объемом работы оптимальнее подписка или большие пакеты кредитов, для фрилансера – небольшие пакеты кредитов, для новичка, не уверенного будет ли следующий заказ – поштучная покупка.

При выборе фотобанка стоит руководствоваться несколькими факторами:

объем базы изображений – вероятность найти нужное фото среди 13 млн значительно выше, чем среди нескольких сотен тысяч. Если Вам доводиться работать с вектором или видео – ищите фотобанк, в котором есть и такие файлы;

цены;

удобство работы – будут ли выставлены документы для бухгалтерии, есть ли способ оплаты, который Вам удобен, можно ли в фотобанк просто позвонить в случае затруднений;

предлагаемые схемы покупки;

логика самого сервиса, отзывчивость тех.поддержки и т.д.

Ложка дегтя

фотодженикаЛицензия Роялти Фри неэксклюзивна, то есть одна фотография продается многократно, и существует теоретическая вероятность использования одного и того же изображения несколькими компаниями. Но количество фотографий в микростоках составляет миллионы и даже десятки миллионов изображений и это число постоянно растет. В результате: вероятность «попасть пальцем в небо», то есть, использовать то же фото, что и конкуренты Вашего клиента, невелика.

Кроме того, микросток-фотография, это не произведение искусства, а расходный материал для дизайна, который зачастую подвергается обработке. Следовательно, уникальность исходного материала не играет ключевой роли в сравнении с ценой и доступностью.

Подводя итог

Микростоки интересны прежде всего возможностью быстро и дешево получить все более качественное изображение и, не отвлекаясь, заниматься тем, что умеешь лучше всего – строить маркетинговую политику, проектировать рекламные кампании и т.д.

фотобанк фотодженика Стоп, а диски с клипартами? У меня же есть парочка...

Диски с клипартами стопками лежат на полках большинства дизайнеров. Но можно ли их использовать, создавая проект, который займет достойное место в Вашем портфолио? Если не говорить о качестве изображений, которое зачастую оставляет желать лучшего (бизнесмены из 90-тых с сотовыми телефонами размером с кирпич), важен также правовой вопрос: купили ли Вы вместе с диском лицензию на дальнейшее использование этих изображений в коммерческой деятельности? В подавляющем большинстве случаев продается только экземпляр изображения, записанный на данном носителе, что позволяет его обладателю этот контент просматривать и использовать частным образом, например как обои для десктопа. Коммерческое использование такого контента незаконно. А факт, что изображение используется незаконно в проекте для заказчика, вряд ли поможет Вам спать спокойно.

В принципе, получить картинку можно и бесплатно, например просто скопировав ее с понравившегося сайта или загрузив с ресурсов, выкладывающих краденый сток-контент. Но это не меняет сути дела - коммерческое использование таких фотографий нарушает закон об авторском праве.

А если качественное изображение можно купить за несколько десятков рублей и получить на его использование документированное право, стоит ли нарушать закон и требования профессиональной этики?.. По-моему, ответ на этот вопрос oчевиден: нет, не стоит...


Ссылки на источники:

Надежда Шипилов
Генеральный директор 
Фотобанк Фотодженика 

Надежда Шипилова, генеральный директор Фотобанка Фотодженика

http://photogenica.ru

 


Комментарии (0) Распечатать Обсудить на форуме


Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

 
Яндекс.Метрика