Определение приоритеных направлений развития муниципальных образований на основе SWOT-анализа

Авторы статьи:

Профессор Соломахин А.Н., д.э.н., заместитель директора по научной работе Воронежского филиала РАНХ и ГС

Трахтенберг Б.Е., аспирант

В 2010-2011 гг. в муниципальных образованиях Воронежской области проводилась активная разработка документов программно-целевого планирования, - стратегий и комплексных программ социально-экономического развития (СЭР). Ключевой задачей при разработке этих документов являлось проведение развёрнутого анализа социально-экономического состояния муниципального образования (территории), определение приоритетных направлений и главной цели.

Принято считать, что решения этой задачи базируются на выполнении SWOT-анализа, однако зачастую применение этого метода сводится к формированию некоторой классификационной SWOT-таблицы, содержащей описание существующих сильных и слабых сторон территории, а также его преимущества и угрозы, которые могут возникать в будущем. Как правило, после формирования этой таблицы (весьма спорной по своему содержанию!) происходит некая «чудесная» трансформация её содержимого в цель и приоритетные направления развития территории, при этом совершенно не ясно как это происходит. В частности, поскольку SWOT-анализ относится к экспертным методам, то совершенно непонятно каким образом формируется группа экспертов, как составляются анкеты и формулируются вопросы, и, самое главное как обрабатываются данные анализа и выделяются основная цель и приоритетные направления развития территории.

Таким образом, возникла необходимость в обосновании и разработке методики проведения экспертного анализа, в рамках которой могли бы быть определены предложения формированию группы экспертов, определен план работы экспертов (порядок проведения экспертизы) и разработаны унифицированные документы (анкеты) обеспечивающие регистрацию и обработку данных экспертизы. Кроме того, методика экспертного анализа должна быть согласована с существующей нормативно-правовой базой регламентирующей порядок разработки документов программно-целевого планирования в муниципальном образовании, в частности по составу экспертной группы.

Вопрос с формированием экспертной группы оказался наиболее простым. Поскольку в правительстве Воронежской области при разработке стратегии СЭР муниципальным образованиям рекомендовано было формировать экспертную группу из ведущих специалистов структурных (отраслевых) подразделений администрации, представителей бизнес сообщества, общественности, а также специалистов научных организаций и отдельных ведомств, имеющих опыт в разработке документов программно-целевого планирования, то  с учётом этого требования и был сформирован состав группы экспертов (около 15 человек).

В процессе работы над стратегией СЭР эта группа экспертов формировалась заказчиком, - администрацией муниципального образования и взаимодействовала с разработчиками документа (исполнителем), рисунок 1.


Алгоритм взаимодействия экспертной группы в процессе SWOT-анализа

Рисунок 1 – Взаимодействие экспертной группы (представителей заказчика) и разработчиков (исполнителя)

 

После формирования экспертной группы необходимо провести семинар (рис. 1.), причём его проведение является обязательным условием, поскольку без его проведения дальнейшая работа полностью теряет весь смысл.

Для проведения семинара назначается специальное уполномоченное лицо (условно назовём его модератором), которому необходимо подготовиться. Перед проведением семинара, на основании данных полученных от администрации модератор проводит предварительный анализ социально-экономического положения муниципального образования, и формирует своё субъективное видение путей развития территории (общую концепцию развития муниципального образования) с выделением  сильных и слабых сторон (назовём их факторами влияния), а также возможностей и угроз территории. Проведение анализа социально-экономического состояния связано с обработкой большого массива самых разнообразных показателей и включает в себя оценку множества самых различных позиций по отраслям экономики и социальной сферы. Хотя такой анализ и является трудоёмким, он не представляет собой какой либо особой сложности с научной или методической точки зрения. На семинаре с участием группы экспертов, разработанная модератором концепция представляется и обсуждается, при этом различные, а порой просто полярные мнения экспертов согласовываются. Появляется общее представление проблем и возможностей развития территории.

В конце семинара или в какое либо другое время (лучше дать экспертам время на осмысление), каждому эксперту необходимо провести SWOT – анализ. Предполагалось что его проведение возможно на основе существующих инструментов. Вместе с тем оценка различных способов и методов, связанных с проведением SWOT – анализа показала, что они частично или вовсе неприменимы по самым различным причинам. Вот только некоторые из них:

  • применение SWOT-анализа в «классическом» маркетинговом понимании не позволяет однозначно определить главную цель развития, а позволяет только «расставить и обосновать» приоритеты развития существующего потенциала (сильных сторон) - см. статью SWOT-анализ;
  • очень часто предлагается использовать сложные математические модели, которые требуют от экспертов специальных знаний при формировании ответов на вопросы анкеты[1];
  • существует большая неопределенность, связанная с механизмом проведения SWOT – анализа, которая заключается в том, что известные методы не определяют шкалу оценок, а также критерии выставления оценок исходя из сочетания различных факторов текущего социально-экономического состояния территории применяемых при определении основных мероприятий в рамках «стандартных» маркетинговых стратегий, - SO, WO, ST и WT;
  • неоднозначность трактовки в существующих методиках содержания понятий «сильные и слабые стороны», «возможности и угрозы», приводит к их смешиванию и, как следствие, к весьма спорным результатам;
  • необходимость формирования анкет на бумажных носителях включающих в себя сотни вопросов, трудоёмкость их обработки и пр.

В результате было принято решение разработать собственную матрицу SWOT-анализа с использованием электронной таблицы MS Excel и встроенного языка программирования Visual Basic, данные в которой формируются автоматически в процессе работы эксперта с автоматизированной анкетой рисунки 2 - 3. При разработке матрицы SWOT – анализа и определении приоритетных направлений развития муниципального образования учитывался тот факт, что обработка большого количества данных экспертизы (сотни ответов, на вопросы, полученные от 15-20 человек) должна осуществляться в только в автоматизированном режиме. Оценка выполняется по 11-ти балльной шкале (от 5 до -5, включая нулевую оценку).

Скачать разработанное программное обеспечение: swot.zip [222,44 Kb]

Матрица разрабатывалась с учётом SWOT - классификации по сильным и слабым сторонам, имеющим определяющее значение для территории в настоящее время, а также возможностям и угрозам, которые могут иметь существенное значение для её развития в будущем. По сути, матрица SWOT – анализа и опросная анкета это один файл электронной таблицы, который может пересылаться эксперту по электронной почте и также возвращаться для обработки. Единственная проблема заключается в количестве вопросов, - 900, на которые не все эксперты готовы потратить 2-2,5 часа своего времени.

 

Матрица SWOT-анализа для муниципального образования (пример)

Рисунок 2 - Матрица SWOT – анализа обеспечивающая определение приоритетных направлений развития и рисков реализации стратегии

Программное обеспечение для SWOT-анализа

Рисунок 3 - Программное обеспечение необходимое для проведения SWOT – анализа и его применение на семинаре

По данным SWOT – анализа полученным в ходе опроса экспертов и зафиксированным в матрице (рис. 4), формируется гистограмма, которая включает в себя численные значения приоритетов различных направлений в развитии муниципального образования (перспективы) и численные значения рисков реализации стратегии СЭР, - рисунок 4.

Так, например, исходя из содержания рисунка 4, можно сделать вывод, что наибольший приоритет при реализации стратегии развития муниципального образования  имеют следующие направления:

  • развитие сельского хозяйства (СХ), - 207;
  • развитие туризма, охоты и рыбалки (Тур), -  123;
  • развитие предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (Пер), - 120.

Приоритетные направления реализации стратегии СЭР муниципального образования

Рисунок 4 -  Приоритетные направления реализации стратегии СЭР муниципального образования

Поскольку формирование приоритетных направлений стратегии СЭР муниципального образования выполняется группой экспертов, то приведённые на рисунке 4 оценки должны быть рассчитаны в виде усредненных оценок по всей группе экспертов.  Только на основании этих оценок возможно в дальнейшем формирование главной цели и приоритетных направлений развития муниципального образования.

По результатам SWOT – анализа обеспечивается разработка сценария развития территории, определение механизмов и индикаторов стратегии (программы) развития, проект программы передаётся заказчику (рис. 1).

Необходимо отметить, что основу матрицы составляет SWOT - классификация, которая содержит четыре классификационные группы [По аббревиатуре – S (сильные стороны), W (слабые стороны), O (преимущества) и T (угрозы)]. С учётом опыта разработки документов программно-целевого планирования в муниципальных образованиях Воронежской области и работы экспертных групп в муниципальных районах была предложена классификация факторов влияния, а также преимуществ и угроз содержащаяся в таблицах 1-4.

Таблица 1 - Сильные стороны (S)

S1

Наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для развития сельского хозяйства

S2

Наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для перерабатывающего производства

S3

Наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для развития промышленного производства

S4

Наличие ресурсов необходимых для развития туризма и спорта (охота, рыбалка) в региональном масштабе

S5

Наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для создания предприятий на основе ГЧП (МЧП)

S6

Наличие ресурсов и условий, необходимых для создания сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения

S7

Наличие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития системы образования

S8

Наличие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития предприятий малого бизнеса

S9

Наличие нормативно-правовой базы необходимой для повышения эффективности управления

S10

Наличие ресурсов и условий, необходимых для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы

Таблица 2 – Слабые стороны (W)

W1

Отсутствие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для развития сельского хозяйства

W2

Отсутствие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для перерабатывающего производства

W3

Отсутствие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для развития производства

W4

Отсутствие ресурсов необходимых для развития туризма и спорта (охота, рыбалка) в региональном масштабе

W5

Отсутствие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для создания предприятий на основе ГЧП (МЧП)

W6

Отсутствие ресурсов и условий, необходимых для создания сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения

W7

Отсутствие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития системы образования

W8

Отсутствие ресурсов и условий, необходимых для эффективного развития предприятий малого бизнеса

W9

Отсутствие нормативно-правовой базы необходимой для повышения эффективности управления

W10

Отсутствие ресурсов и условий, необходимых для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы

Таблица 3 – Преимущества (O)

O1

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства (тепличного хозяйства) на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения

O2

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) на основе ресурсосберегающих технологий

O3

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции в пищевой промышленности (производство кормов) на основе реконструкции производства (создания новых производств)

O4

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения за счёт развития кооперативных отношений (создания сети торговозакупочных кооперативов)

O5

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства садоводческой и плодовоягодной продукции

O6

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства и животноводства на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения

O7

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства и животноводства, а также производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы, также развитии системы зернохранения

O8

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции растениеводства в организациях и хозяйствах населения на основе ресурсосберегающих технологий и новых технологий обработки почвы одновременно с существенным увеличением объёмов производства продукции в пищевой промышленности

О9

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) и производства продукции в перерабатывающей промышленности

О10

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства сельскохозяйственной продукции за счёт формирования крупных холдинговых компаний

О11

Существенное увеличение (более чем в 2 раза) объёмов производства в промышленности на основе технологической реконструкции (создания новых производств)

О12

Существенное увеличение объёмов производства как сельскохозяйственной и так и промышленной продукции

О13

Создание предприятий на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП) или муниципально - частного партнёрства (МЧП) в сфере ЖКХ: эксплуатация коммунальных сетей, уборка улиц, вывоз и утилизация мусора

О14

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) на транспорте: строительство, эксплуатация, обслуживание и внедрение систем управления движением и транспортом

О15

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в сфере культуры, отдыха и спорта

О16

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в недвижимости: строительство и эксплуатация общественных зданий в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах

О17

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в телекоммуникационной сфере

О18

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) в образовании и здравоохранении

О19

Создание предприятий на основе ГЧП (МЧП) связанных с общественным порядком и безопасностью

О20

Создание предприятий с привлечением внешнего инвестора в т.ч. с привлечением иностранного капитала

О21

Развитие предприятий малого бизнеса и существенное увеличение (в 2 раза) налоговых сборов

О22

Повышение эффективности управления муниципальными расходами и обеспечение бюджетной независимости

Таблица 4 – Угрозы (T)

T1

Рост тарифов на энергоносители и водоснабжение

T2

Рост цен на машины и оборудование

T3

Рост цен на удобрения и средства защиты растений

T4

Рост цен на корма

T5

Рост тарифов на услуги связи

T6

Рост тарифов на транспортные перевозки

T7

Рост цен на строительные материалы и услуги

T8

Рост цен на селекционный фонд в животноводстве

T9

Рост цен на селекционный фонд в растениеводстве

T10

Диспаритет или снижение цен на продукцию предприятий муниципального образования (вследствие вступления в ВТО и снижения таможенной пошлины на ввоз импорта, недобросовестной конкуренции и возникновения экономического или финансового кризиса)

T11

Увеличение таможенных сборов на экспорт продукции

T12

Снижение доступности системы кредитования производственной деятельности

T13

Снижение уровня субсидирования предприятий муниципального образования

T14

Влияние неблагоприятных климатических условий

T15

Увеличение уровня коррупции и связанных с ним затрат

T16

Увеличение дефицита бюджета муниципального образования за счёт его перераспределения на федеральном уровне

T17

Увеличение налогов

T18

Усиление требований к экологии и существенное увеличение затрат связанных с этим

T19

Снижение качественного уровня человеческого потенциала вследствие различных демографических причин

T20

Снижение качества медицинского обслуживания

T21

Снижение уровня образования, культуры, спорта и туризма

T22

Изменение политической системы и связанные с этим изменения нормативно-правовой базы

 

Необходимо отметить, приведённая в таблицах 1 и 2 классификация факторов влияния1 по сильным и слабым сторонам имеет отличие только в постановке вопроса, а не в содержательной его части, поскольку для различных территорий наличие или отсутствие одного и того же фактора влияния может являться как слабой, так и сильной его стороной. Данное обстоятельство позволяет оценить как преимущества развития того или иного направления связанного с фактором влияния, так и возможные риски возникающие при реализации этого направления по инерционному варианту.

Это означает что фиксация «отсутствия» того или иного фактора влияния в процессе проведения SWOT – анализа позволяет эксперту автоматически считать, что изменение этого направления будущем возможно только при сохранении существующего положения, т.е. когда ресурсов уже нет и не будет, поэтому положение может изменяться только в худшую сторону. Предложенная SWOT – классификация является универсальной и может быть применима для определения направлений развития и рисков большинства муниципальных образований Воронежской области2.

В заключении хотелось бы отметить, что опыт реализации описанной выше методики проведения экспертного анализа в 42-х муниципальных образованиях Воронежской области показывает, что определение на её основе приоритетных направлений и главной цели стратегии СЭР муниципального образования выполняется с высокой степенью достоверности и адекватно воспринимаются подавляющим большинством населения в муниципальных районах, сельских и городских поселениях области. Кроме того, разработанная авторами статьи методика и матрица SWOT – анализа достаточно универсальны и могут быть использованы в маркетинге при условии изменения содержания таблиц 1-4 и соответствующей корректировке в матрице.

Авторы статьи выражают свою искреннюю благодарность авторам статьи «SWOT-анализ», а также редакторам сайта http://marketopedia.ru, в частности редактору Полиенко Михаилу, работа которых в значительной степени явилась базой для разработки нашей матрицы SWOT-анализа.

Примечания

1 В данном случае под «факторами влияния» имеются в виду преимущества территории или её сильные стороны, имеющие решающее значение для развития территории
2 Поскольку другие регионы имеют свою собственную специфику, то для них (например, для Чукотки) эта классификация должна быть изменена


Ссылки на источники:

(c) Статья размещена с разрешения авторов.

[1] Захарова А.А. Нечёткие модели и программное обеспечение SWOT-анализа социально-экономического развития города, http://www.ict.nsc.ru/ws/YM2005/9361/index.html


Комментарии (1) Распечатать Обсудить на форуме


Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

#1 написал: Mikhail (11 января 2012 22:44)
В свою очередь хочу поблагодарить Соломахина Александра Николаевича за разрешение опубликовать данную статью на нашем портале.
ICQ: 1711155

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

 
Яндекс.Метрика