Ниже приводится пример стратегически правильного решения по управлению ассортиментом и удельными издержками, которое позволило компании Ford в период с 1982 по 1992 г значительно изменить свои позиции на рынке по отношению к главному конкуренту - General Motors (GM). Основываясь на конкурентной позиции компании Ford в 1981 г. против компании GM, никто бы всерьез не предсказал такого поворота фортуны по отношению к этим двум фирмам, который стал совершенно очевидным фактом в 1993 г.
В 1981 г. было совершенно ясно, что какое бы преимущество по затратам не было бы получено на основе накопленного опыта, GM всегда превосходила Ford. GM производила в два раза больше машин, чем Ford, и продолжала поддерживать это соотношение. Точно также было очевидно, что какое бы преимущество по затратам не было бы получено на основе масштаба производства или продаж и вертикальной интеграции, GM всегда превосходила Ford. GM была достаточно большой фирмой для того, чтобы достигнуть минимально эффективного масштаба на каждой важной стадии цепочки ценностей в производстве и распределении. Ford не мог рассчитывать на то, что ему удастся сравняться с GM по масштабу или вертикальной интеграции на каждой стадии цепочки ценностей.
Кроме того, Ford не мог сравниться с GM по инвестициям в новые технологии производства. В вопросах достижения преимущества по затратам на основе применения достижений технического прогресса, таких как робототехника или интегрированное компьютеризированное производство, GM значительно превосходила Ford. Такая картина угнетала бы и Вас, будь Вы менеджером компании Ford и не хотели бы оставаться навсегда вторым номером. Но Ford не сдавался. Компания проанализировала затратообразующие факторы этой отрасли промышленности и обогнала GM по рентабельности всего лишь через десятилетие.
Применяя анализ затратообразующих факторов, компания Ford поняла, что GM не доминировала по всем факторам, определяющим затраты. Какие бы преимущества не получала компания GM за счет экономии на масштабе производства, технике, опыте и вертикальном охвате, они были более, чем неэкономными по отношению к такому фактору, как разнообразие ассортимента продукции. Ассортимент продукции GM, включая различные торговые марки, модели, моторы, виды корпуса и варианты поставки в комплекте, насчитывал более, чем 2 x 1017 комбинаций в 1986 г. То есть 200 квинтильонов возможностей для заказчика.
Автосборочный завод минимально эффективного масштаба производил в 1986 г. 250 000 автомобилей в год. При такой производительности каждую минуту производится 1 машина в течение 16 часов в день, 250 дней в году. Интересно привести сравнительную статистику GM и фирмы Honda в 1986 г. по вопросу, сколько времени потребовалось бы такому эффективному сборочному заводу минимального масштаба, чтобы произвести по одной из всех возможных комбинаций этих автокомпаний? Что касается компании Honda, то ответ был бы 45 мин (было предложено 45 различных конечных комбинаций, включая заводские варианты). Для сравнения, для Toyota ответ был равен 1 дню и 220 000 лет для Chrysler. Для GM ответ был 0,78 триллионов лет (0,78 х 1012).
Поскольку GM производила около 200 различных моделей, ответ оставался около 36 миллиардов лет для любой единственной модели, такой как Chevrolet Cavalier. Поскольку Cavalier продала только около 250 000 машин в 1986 г., около девяти квадрильонов вариантов из каталогов продукции никогда не были произведены. Влияние этого разнообразия в предлагаемом ассортименте на производственные затраты огромно. Какую бы ценность не предложила GM на рынке своим покупателям (теоретически) на базе этого головокружительного разнообразия ассортимента, она платила огромную цену затратами из-за возникающей в результате этого сложности производства.
Ford значительно снизил количество предлагаемых им моделей, объединив устанавливаемые на заводе варианты в стандартные комплекты, и, тем самым, получил значительное преимущество по себестоимости продукции перед GM. Правда, следует отметить, что компании Ford повезло в том, что GM не получил значительных конкурентных преимуществ от инвестиций, которые фирма GM вложила в робототехнику. Wall Street Journal сообщал, что в 1991 г. GM достиг самой низкой себестоимости сборки на старых заводах, где использовался труд рабочих при высоком моральном духе работников и их приверженности постоянному усовершенствованию. На таких новых заводах, как Hamtramck, Michigan, где использовались технические достижения, затраты были выше, несмотря на то, что компания затратила 45 миллиардов долларов на преобразования. Этот случай является самым крупным примером, о котором мы знаем, показывающим неэкономичность технологического затратообразующего фактора.
Наконец, компания Ford пришла к убеждению, что GM имела существенный недостаток еще по одному очень важному исключительному затратообразующему фактору — качеству производства. С помощью своей программы «Качество — это задача №1» Ford добился огромного выигрыша между 1985 и 1992 г. по себестоимости единицы продукции и одобрению рынка. Фирма GM все еще пытается повторить этот успех.
Таким образом, Ford получил преимущество по затратообразующим факторам качества и разнообразия ассортимента продукции, что более чем компенсировало превосходство GM по факторам масштаба и вертикальной интеграции. Огромная неэкономичность, которой страдала GM по своим основным инвестициям на затратообразующий фактор технологии, еще больше размывала когда-то доминирующее положение GM в области себестоимости.
|