Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют увеличению или удержанию предприятием своего положения на рынке относительно конкурентов.

Можно процитировать высказывание гуру маркетинга Майкла Портера: "Конкурентная стратегия состоит в том, чтобы отличаться о других. Это означает осознанный выбор иного комплекса мероприятий по предоставлению уникальной ценности. Сущность стратегии заключена в составляющих ее мероприятиях: в решении осуществлять их по-другому или в решении осуществлять другие мероприятия, нежели у конкурентов. В противном случае стратегия вырождается в неконкурентоспособный маркетинговый слоган" [1].
Тип выбираемой конкурентной стратегии зависит от положения, которое занимает предприятие на рынке, и от характера его действий. Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены в таблице.

Позиция на рынке Упреждающие стратегии Пассивные стратегии
Лидеры рынка Захват Перехват
Защита Блокировка
Преследователи лидеров рынка Атака Следование
Прорыв  по курсу Окружение
Избегающие прямой конкуренции Сосредоточение сил на участке Сохранение позиций
Обход

"Захват рынка" — расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.
"Защита рынка" — воздействие на "своих" потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
"Блокировка рынка" — стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т.д.
"Перехват" - реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.
"Атака в лоб" (или фронтальная атака) — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового) для установления  конкурентного преимущества.
"Прорыв" (или фланговая атака) использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши.
"Окружение" — постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.
"Следование по курсу" — минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.
"Сосредоточение сил на выгодных участках" — выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.
"Обход" — избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.
"Сохранение позиций" — поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво).

Смотрите также:


Ссылки на источники:

Автор - Михаил Полиенко, к.э.н. [Google]

[1]Michael E. Porter. What is Strategy? — Harvard Business Review, November-December, 1996


Комментарии (2) Распечатать Обсудить на форуме


Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить - напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

#1 написал: AnatolijGORBUNOV (7 января 2012 21:04)
Сдается мне, что все классификации конкурентных стратегий (приведенная здесь и по ссылкам - Котлер, Портер и т.п.) по сути одинаковы, различаются только "рюшечками" в виде названий или уровнем детализации. Какой смысл приводить их все?
ICQ: --
#2 написал: Kavalone (26 января 2013 12:03)
Не совсем одинаковые стратегии, поэтому не могу согласится с предыдущим комментарием, они кординально противоположны, и каждая стратегия может выбираться в частном порядке. К примеру молодой, начинающей компании, не под силу сразу выполнить "захват рынка", а вот занять определенную нишу, для начала, вполне возможно.
ICQ: --

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

 
Яндекс.Метрика