С каждым днем запросы покупателей становятся все выше, поэтому специалисты по продвижению вынуждены искать и внедрять в свою повседневную практику более совершенные маркетинговые технологии - креативные и в то же время низкобюджетные.
Что такое ко-маркетинг?Для снижения затрат на выпуск нового продукта или проведение рекламной кампании многие компании активно внедряют практику ко-маркетинга.
Ко-маркетинг - это особая форма сотрудничества двух и более компаний, подчиненная единым целям и общим задачам. Организация создания товаров или услуг и их реализация на рынке происходит совместными усилиями.
Совместный маркетинг открывает широкие возможности для стимулирования покупательской способности и становится все более популярной формой рыночного сосуществования компаний. Промо-акции, в которых покупателям предлагаются выгодные торговые предложения, а также программы лояльности, позволяющие накапливать бонусы и баллы, должны входить в обязательный комплекс мер, способствующих привлечению потребителей и увеличению объемов продаж.
Преимущества совместного маркетингаКо-маркетинг позволяет добиться множества преимуществ, среди которых:
• снижение затрат на рекламу. Общие баннеры, совместная площадка, разделение затрат на буклеты, промоутеров и т.д.
• Привлечение клиента для первой покупки. Например, если он симпатизирует второму бренду.
• Увеличение охвата потребительского рынка. При пересечении интересов будет привлечен тот сегмент рынка, который ранее не входил в круг ваших потребителей.
• Увеличение продаж, поскольку происходит привлечение клиентов по нескольким критериям, а также благодаря предложению двойной выгоды.
• Привлечение к бренду необходимых ассоциаций.
• Дополнительный PR, возможность рекламироваться, используя каналы партнера.
• Объединение опыта специалистов разных компаний.
• Установление сотрудничества на долгосрочной основе и совместный выпуск новых продуктов. При стабильном пересечении интересов разовые кросс-акции могут перерасти в крепкую дружбу двух бизнесов.
Кросс-маркетинг для агробизнеса
Среди всех инструментов ко-маркетинга (кобрендинг, кросс-промо, программы лояльности, выпуск кобрендинговых карт) наиболее подходящим для предприятий агропромышленной сферы считается кросс-маркетинг.
Кросс-маркетинг, или перекрестный маркетинг является совместным продвижением нескольких компаний, продукция которых дополняет друг друга.
Технология перекрестного продвижения позволяет привлекать потребителей сразу по нескольким направлениям или каналам, и клиенты партнера могут стать вашими новыми, а затем постоянными клиентами.
Агробизнес может показаться сложным рынком для организации совместного продвижения. Скажем, объединение фермерских хозяйств, производящих картофель и морковь, будет воспринято, может, и с интересом, но явно не станет примером удачного кросс-маркетинга. В то же время объединиться могут производители оборудования для птицефабрик и производители племенной продукции. Производитель молочной продукции может провести совместную рекламную акцию с предприятием-переработчиком. В этом плане кросс-маркетинг может быть полезен не только в формате b2c, но и для потенциальных бизнес-партнеров, в сегменте b2b.
Компании, осуществляющие свою деятельность в рамках производства продуктов питания, пользующихся постоянным спросом - таких, как молоко, хлеб, яйца, масло и т.д. ежедневно поставляют свою продукцию огромному количеству людей. Именно поэтому они являются ценными с точки зрения партнерства и легко могут заинтересовать многих предпринимателей, желающих увеличить охват и проконтактировать с потенциальными потребителями.
Если нанести на упаковку рекламное изображение, то будут охвачены люди самых разных возрастов, статуса и профессии. Реклама сторонних организаций на пачке молока, крупы или макарон позволит предприятию получить дополнительную прибыль и продвигать собственные новинки с большей выгодой и с меньшими издержками. Но, кроме того, такая реклама будет высоко оценена партнерами, ведь она дает возможность быть постоянно в контакте с целевой аудиторией
Партнером для агробизнеса может стать практически любая компания, ведущая свою деятельность в самых разных направлениях, начиная от производителей сопутствующих товаров и заканчивая турфирмой или сетью магазинов, реализующих бытовую технику, с которыми можно организовать совместный конкурс.
Как выбрать партнера?Удачный опыт ко-маркетинга во многом зависит от правильного выбора партнера, поэтому при подготовке к кросс-маркетингу необходимо учесть несколько моментов.
1. Не объединяться с конкурентами. Во-первых, так нельзя будет добиться обмена аудиторией. Во-вторых, предложения приобрести два аналогичных товара явно уступают предложениям приобрести набор из сопутствующих товаров. И, в-третьих, есть соблазн для каждого получить коммерческую информацию другого: клиентскую базу, управленческие и маркетинговые секреты и т.д.
2. Не включать в проект более трех участников (если это не программа лояльности). Проектом, в котором участвует большое количество компаний, сложно управлять. Кроме того, размывается ориентир на конкретную аудиторию и становится тяжелее оценить эффективность проведенного ко-маркетингового проекта.
3. Выбирать равного по уровню бизнеса. Считается, что такое сотрудничество не принесет никому какого-то ущерба, и каждая компания получит свои выгоды. Но известная раскрученная компания также может предоставить собственное имя напрокат. Это позволит начинающим стартаперам добиться популярности и узнаваемости в кратчайший срок.
4. Партнеры по кросс-акции должны ориентироваться на схожую целевую аудиторию.
В подготовку к кросс-маркетингу помимо анализа потенциальных партнеров должно войти и проведение маркетингового исследования, позволяющего ограничить круг возможных партнеров. Но зачастую сельскохозяйственные предприятия не имеют достаточных средств для проведения полноценного исследования, поэтому есть смысл обратиться к специалистам для правильного подбора партнеров и качественной организации кросс-проекта.
Где найти партнеров?
Поиск подходящих партнеров - один из самых трудоемких процессов подготовки и проведения ко-маркетингового проекта. Для того чтобы поиск партнеров увенчался успехом, необходимо проводить его сразу по нескольким направлениям.
1. Опросите своих партнеров по бизнесу (банки, транспортные компании, поставщики сырья или оборудования) на вопрос их заинтересованности более плотного сотрудничества. Вполне возможно, что у них уже давно готовы возможные варианты кобрендинга. Объединив маркетинговые умы, вы сможете "докрутить" сырую идею и организовать совместный проект.
2. Выставки, форумы, бизнес-конференции - отличная возможность найти подходящих партнеров и пригласить их к сотрудничеству. Например, такие как Международный клуб агробизнеса "АГРОБИЗНЕСКЛУБ".
3. Email-рассылка. Если вы уже определились с форматом ко-маркетингового проекта, стоит подготовить коммерческое предложение и разослать его потенциальным партнерам по базе рассылки.
4. Сообщества маркетологов. Крупнейшие интернет-порталы, посвященные маркетингу и продажам такие как Marpeople или Vmarketinge ежедневно посещают десятки маркетологов. Среди них наверняка найдутся те, кто также будет заинтересован в проведении совместного проекта. Кроме того, активно работает уникальная онлайн-платформа
АКО-М Ассоциации Ко-Маркетинга России - единственной в своем роде организации, чья деятельность полностью посвящена развитию ко-маркетинга в России.
ПримерыЕсли рассматривать конкретный сегмент агробизнеса, связанный непосредственно с сельскохозяйственным производством продуктов, то примеры ко-маркетинга с компаниями такого типа мы наблюдаем ежедневно. Каждый раз заходя в супермаркет, нам предлагаются овощи и фрукты конкретного производителя. Это ли не взаимовыгодное сотрудничество? Владелец супермаркета уверен в качестве продуктов своего поставщика, а производитель может рассчитывать на стабильный сбыт.
Если рассматривать агробизнес более глобально, то можно найти успешные примеры кобрендинга. Объединение усилий позволяет компаниям создавать инновационные продукты, которые отлично закрепляются на рынке. Руководители отраслевых предприятий, компаний перерабатывающей промышленности и представители науки внедряют передовые технологии, выпуск которых возможен только в условиях совместной работы.
В этом плане нельзя не отметить удачный опыт сотрудничества компании Danone с представителями научного сообщества. Участие и подготовка докладов на международных конгрессах свидетельствует о компании как об ответственном производителе. Институт Danone уделяет большое внимание проблемам питания и гастроэнтерологии, и упоминание информации об этих исследованиях на этикетках внушает доверие покупателям.
Специалисты в области продвижения видят логический шаг в развитии отношений между сельхозпроизводителями в одном регионе. Вполне возможно, что в будущем распространённой формой сотрудничества станет союз нескольких компаний, в котором будут объединены перерабатывающие мощности, места хранения сельхозпродукции и услуги транспортировки до конечного потребителя. Нельзя в этом плане не вспомнить положительный опыт колхозов, который сейчас может иметь вид единого кластера производства и сбыта сельхозпродукции.