Наиболее простая, но адекватная система мотивации для маркетологов - от объема продаж (количество, выручка, маржа, прибыль).
Плюсы: относительно легко считается и отражает главную цель работы маркетолога - повышение продаж и/или наценки. Возможны варианты:
- простое умножение достигнутых показателей на определенный коэффициент (можно считать как для каждого маркетолога в отдельности, так и ФОТ подразделения в целом, а внутреннее распределение - за руководителем);
- отношение к плану;
- отношение к прошлому году.
Минусы - не всегда продажи растут за счет маркетинга (например, сэйлзы хорошо работают или просто конъюнктура рынка благоприятная) - поэтому в ситуации независящего от маркетолога быстрого роста, у него может потеряться мотивация раобтать (з/п и так растет).
Более сложные системы:
- показатели продаж через соотношение с маркетинговым бюджетом (правда, при этом у маркетолога может появиться желание сократить бюджет до нуля и получать бесконечную зарплату, но это можно компенсировать административными методами);
- использовать показатели только отдельных, наиболее приоритетных направлений.
Второй подход посложнее - в зависимости от процента реализации сфорулиорванного плана маркетинга. Минусы:
- степень выполнения и вес отдельных мероприятий могут определяться только экспертно (зависит от квалификации и пристрастности эксперта);
- ориентирует больше на процесс (выполнение плана), чем результат;
- сильно зависит от качества составления плана.
Плюсы:
- подходит для ситуаций, когда имеет место объективный рост продаж, не зависящий от работы маркетинга;
- повышает в компании значимость планирования маркетинга.
Альтернативный, еще более сложный подход - через определение KPI подразделения маркетинга. Выбор показателей будет сильно зависеть от роли маркетинга в вашей компании и поставленных перед ним целей. Примеры:
- входящие звонки (чтобы отсечь нецелевые, можно добавить фильтры: длительность, выбор определенных пунктов автоматического меню и т.п.);
- посещаемость сайта;
- средняя наценка (в %);
- изменение структуры продаж в сторону приоритеных направлений (например, доля дилерских продаж или доля новых перспектиных продуктов).
Это те системы, с которыми лично я сталкивался в разных компаниях. Как показывает опыт, наиболее весомый фактор, влияющий на окончательный выбор системы - представления/пожелания топ-менеджмента. Также зачастую выбор зависит не только от поставленных целей и желания топ-менеджмента, но и от наличия адекватных систем учета исходных данных. Например, на одном из прошлых моих мест стояла цель повышения онлайн-продаж, нам пришлось внедрять сложную систему учета активности пользователей на сайте, чтобы привязать к ней мотивацию маркетологов: регистрировались источники перехода, целевые действия (помещение продукта в "корзину", регистрация, завершение онлайн-заказа), статусы заказов и т.п..
По моему мнению, система мотивации маркетолога должна включать как итоговый результат (финансовые показатели продаж), так и KPI или выполнение плана. Использование только результатов может стимулировать оппортунизм. Использование только KPI/плана стимулирует "копать отсюда и до обеда" (например: мы звонки/посетителей привлекли, а раз сэйлзы не смогли продать - не наша проблема). Но начинать надо с ответа на вопрос: "Какую роль играет маркетинг в компании? Чего мы ждем от них?"