Полная версия этой страницы: Онлайн-опросы потребителей
Mikhail
Недавно на форуме появился вопрос про систему онлайн-опросов, поэтому заинтересовался этой темой и решил посмотреть состояние рынка. Беглый обзор рынка показал, что сейчас достаточно много систем для проведения онлайн-опросов, представляющих относительно неплохой функционал (достаточный для 99% заказчиков) за небольшие деньги. Но при этом я не помню, чтобы кто-либо из знакомых маркетологов всерьез рассматривал подобные онлайн-опросы как реальный инструмент получения информации. Да, многие компании постоянно проводят опросы на своих сайтах, в основном средствами CMS, но эти опросы, сколько я в них участвовал, всегда оказывались поверхностными, да и сами средства CMS обычно весьма ограничены (хорошо если логическое ветвление вопросов поддерживают).
С другой стороны, на рынке присутствует большое количество EFM-систем, которые стоят уже совершенно неразумных денег (по несколько миллионов в год за лицензию), но при этом они как раз востребованы крупными компаниями и неплохо себя чувствуют.
Компании, которые не доросли до покупки EFM-систем, просто пока не понимают преимущества и онлайн-опросов (да, у этого метода есть свои ограничения, но и преимущества тоже довольно весомы) и ценность получаемой информации? Или есть какие-то другие причины?
jamilya
Я пока довольно скептически отношусь к качеству онлайн-опросов.
Недавно у нас стояла задача исследовать онлайн-потребителей нашего продукта.
Продукт нишевый для топовой аудитории.
Мы провели встречи с несколькими представителями онлайн-рисечеров в вопросы остались следующие:
- панелисты - кто они? более-менее мы можем быть уверенными в следующих параметрах: пол, +- возраст. соответственно, для массового опроса ок, но для нашего требовалась должность в компании, это уже проблематично
- стоимость участия в больших онлайн-исследований для панелистов 30-150 руб, часть из не имеет онлайн кошелька и ходит получать деньги на почту. Вопрос - кто эти люди?
jamilya
Что касается собственных опросов - да. мы их делаем. есть наблюдения, что часть ответов - первое, куда тыкнул курсор, но погрешность ответов мы серьезно никогда не оценивали. Если есть цифры, поделитесь.
Mikhail
Думаю, что проблема формирования репрезентативной выборки для онлайн-исследования, это отдельная сложная и глубокая тема, глубины которой более чем достаточно, чтобы закопаться хорошему специалисту.
Компании, которые оказывают услуги онлайн-опросов делятся на два типа:
Первые дают вам инструмент, которым вы пользуетесь по своему разумению. Т.е. вы получаете веб-модуль опросов для своего сайта или размещенный на отдельном сайте, сами создаете и настраиваете опросы, сами занимаетесь привлечением респондентов, сами выгружаете и обрабатываете данные. Этим вполне можно пользоваться, если у вас есть собственные источники респондентов, либо вы знаете как их получить (что отосительно несложно).
Вторые предлагают опросы \"под ключ\", когда они же настраивают опросы и обеспечивают вас респондентами (из своей панели или за счет привлечения веб-трафика на опрос). Тут уже очень многое зависит от того, как они будут привлекать респондентов, потому что описанные вами люди, идущие на почту ради 30 рублей за анкету далеко не всем интересны, да и объективность их ответов будет оставлять желать лучшего. Я бы не пользовался такими панелями, хотя есть на первый взгляд интересные варианты - например, исследования, которые проводит тот же superjob: наличие анкетной информации в резюме позволяет в теории делать достаточно качественные выборки... вопрос уже скорее в честности и профессионализме исполнителей (сам ими не пользовался, поэтому порекомендовать не могу, рассуждаю теоретически). Также уже достаточно давно опросами промышляют программы лояльности, тут главная фишка в том, что можно увязать выборку с реальной историей покупок респондента (хотя, опять же, вряд ли позволят это проверить).
Если у вас есть техническое решение и вам нужны респонденты, то самый простой источник - ваш собственный сайт. Правда, скорее всего, эта выборка подойдет больше для опросов по вашим продуктам, т.к. репрезентативность для рынка в целом будет плохая. Как подвариант -размещение рекламы на упаковке продукции с просьбой пройти опрос на вашем сайте.
Второй возможный источник респондентов - контекстная реклама. Правильная настройка объявлений (включая привлекательный текст) позволит получить хороших респондентов занедорого.
Третий возможный источник респондентов - онлайн реклама на профильных порталах: баннерная или в формате совместной акции с порталом. Также при правильной организации позволит получить репрезентативную выборку... причем иногда даже забесплатно (если правильно пообщаться м владельцами портала). Минус в том, что желательно сочетать трафик с разных порталов и это уже будет сложно синхронизировать.

Также важный момент, который необходимо учитывать - выборка онлайн будет максимально репрезентативной только для онлайн-сервисов. Для любых оффлайновых продуктов уже необходимо сочетать онлайн и оффлайн опросы в правильных пропорциях. Иначе рискуете узнать, что 100% ваших потребителей пользуются интернетом smile
Mikhail
Кстати, по моему опыту результаты опросов на нашем сайте были достаточно адекватные и бились с результатами объективных измерений. У нас была другая проблема - высокий процент незаконченных анкет, которые выбрасывать из аналитики было жалко, а включать - методологически неверно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.